Настоящий «self-made»: Netflix выпустил мини-сериал о первой женщине-миллионере в США

 

«Сестры, поговорим о волосах», — с таким призывом обращается к прохожим темнокожая корпулентная женщина. В руках у нее множество баночек со средством для роста волос, предназначенного специально для «цветных» женщин. Так мы знакомимся с Сарой Бридлав, будущей первой женщиной-миллионером в США. Дело происходит в американском Сент-Луисе в 1908 году.

Сара сдирает кожу на костяшках пальцев, стирая чужое белье и получая за это гроши. Одновременно она переживает очень тяжелый разрыв с мужем, и на нервной почве у нее начинают выпадать волосы. «У меня с волосами были отношения Каина и Авеля: я родилась свободной — прошло два года после отмены рабства. К семи годам осиротела, в четырнадцать вышла замуж, в пятнадцать забеременела, в двадцать овдовела», — продолжает Сара, роль которой исполняет обладательница «Оскара», блестящая Октавия Спенсер. Свой грустный рассказ героиня ведет для постепенно собирающихся вокруг нее женщин, таких же, как она: бедных, темнокожих, работящих.

На беду или на счастье, в дверь Сары стучит уличная продавщица косметики, Адди Монро, которая предлагает свое изобретение: средство для роста волос. Этот момент изменил жизнь нашей героини — она нашла свою страсть. Сара Бридлав восхищена эффектом средства и хочет работать вместе с Адди, продавая ее товар, но та предпочитает, чтобы косметику представляли мулатки — женщины с более светлой кожей. «Даже в самом лучшем наряде ты выглядишь так, как будто только что с плантации», — говорит ей Адди.

Мадам Си Джей Уокер
Мадам Си Джей Уокер

Через некоторое время Сара перебирается в Индианаполис со своим новым мужем Си Джеем Уокером и начинает собственное производство косметики для волос. С этого момента перед нами разворачивается история успеха мадам Уокер. Но успех этот омрачен неверностью, многочисленными предательствами, разочарованиями и кознями конкурентов, а также не всегда правильными поступками. Однако ничего из этого не может сломить просто помешанную на своем бизнесе Сару.

Новый мини-сериал Netflix, в котором всего четыре эпизода, снят очень просто, без изысков и претензий. Главное здесь — сценарий, который показывает нам жизнь Мадам Си Джей Уокер без прикрас. Как, впрочем, и ее саму — со всеми недостатками, слабостями и ошибками. Сериал поднимает очень много важных вопросов о женщине в бизнесе, обществе и семье, что, без сомнения, делает его ярким феминистским высказыванием. Мы видим, как Сара просто «взрывает» мужской мир Штатов начала XX века, врываясь в него силой, несмотря на яростное сопротивление его представителей и молчаливое смирение их жен.

«Как Америка будет относиться к нам всерьез, если мы позволим нашим женщинам превзойти нас?», — говорит Вашингтон, председатель Национальной бизнес-лиги для т темнокожих (исключительно мужчин), где Сара буквально выскакивает на сцену, чтобы выступить перед собравшимися. Темнокожие мужчины, борющиеся за свои права и мечтающие о братском восприятии со стороны белых американцев, как-то не подумали, что этих прав заслуживают и женщины.

«Как Америка будет относиться к нам всерьез, если мы позволим нашим женщинам превзойти нас?»

В мире темнокожих американцев, многие из которых еще застали рабство, Сара — просто белая ворона, при всей парадоксальности такой формулировки. Мужчины не чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы пустить ее в свой круг: их заботит мнение белых, чужое осуждение, патриархальные устои. Инвесторы, которых безнесвумен приглашает к сотрудничеству, обращаются с вопросами к ее мужу, который отвечает за рекламу компании, не представляя, что женщина может возглавлять свое дело.

«Какой уважаемый чернокожий работает на свою жену? Скоро и корсет начнешь носить, мужчине нужно что-то свое, особенно цветному», — говорит отец Си Джея. Ему, бывшему рабу, непонятно, как можно быть в подчинении у женщины. Надо сказать, что и сам Си Джей мучается этим: есть здесь и чувство унижения, и зависть, и желание быть первым, и осознание того, что он менее талантлив, чем Сара.

Как в очень многих семьях, независимо от расы и национальности, где у мужа больше свободного времени и меньше совести, чем у жены, он быстро заводит любовницу. «Я — мужчина, а ты — не женщина, ты мне больше не готовишь, забыла про свои обязанности, забыла про своего мужа»,  — бросает Си Джей ошарашенной Саре, когда та узнает о об измене.

Ее муж устал соревноваться с компанией мадам Уокер, устал от того, что у него нет должного внимания и лавров, что не он принимает важные решения. На что Сара как бы говорит и себе, и мужу одновременно: «Не возвращайся к тому, что тебя сломило. Забирай свои вещи и уходи!»

Надо сказать, что впоследствии Си Джей очень пожалеет о своем решении, и судьба его сложится крайне неудачно: бизнес прогорит, с новой женой они быстро разведутся. Он будет просить о возвращении, обращаясь к Саре с горькими признаниями: «Годами мне не нравилось, что меня звали «мистер Мадам Си Джей Уокер», но оказалось, что не быть твоим мужем — еще хуже», — но будет уже поздно. 

«Я хочу, чтобы мой бизнес был как у Карнеги, Форда и Рокфеллера вместе взятых»

Сара не только разрушает представление о месте женщины в обществе и семье темноокожей Америки начала прошлого века, но и борется с объективизацией женщин, а также с предрассудками, что чем светлее кожа у «цветных» женщин, тем якобы лучше. Она решительно отказывается от того, чтобы ее продукцию представляли европеизированные светлокожие метиски, и ставит на упаковки косметики свой портрет.

Многосерийный фильм, сделанный по заказу Netflix, основан на книге «В своей стихии», написанной прапраправнучкой Сары, Алейлой Бандлз. Без сомнения идеализированный и подогнанный под рамки киносценария, образ Мадам Уокер, тем не менее, подкупает искренностью и страстностью в отношении к своему делу и к правам темнокожих женщин.

У Сары свой подход к тому, как нужно вести дела и руководить бизнесом. В фильме есть небольшой, но яркий эпизод: добившись успеха, бизнесвумен поселилась в поместье по соседству с Рокфеллером и однажды случайно встретила его в парке, когда торговые представители устроли забастовку перед ее домом из-за непопулярного решения, которая Сара хотела принять, расширяя свой бизнес. Рокфеллер дает ей простой совет: уволить всех, кто не согласен с ее действиями — ведь добиться успеха можно только не обращая внимание на чужое мнение. Мадам Си Джей возвращается в дом и… соглашается с требованиями протестующих. Она говорит, как любит их и как ценит их вклад в общее дело. Эта небольшая сцена очень много говорит и о самой героине, и о разнице в управлении и подходах к подчиненным — в женском и мужском воплощении.

В средстве для волос Сара видит возможность для эмансипации женщин, для их выхода за рамки семьи и тяжелого малооплачиваемого труда. Она хочет, чтобы темнокожие женщины, которые приходят к ней за услугами или за работой, изменили свою жизнь и мир вокруг. И то, как широко она мыслит, как не боится выражать самые, казалось бы, неправдоподобные мечты и идеи — залог успеха и секрет того, как Мадам Си Джей Уокер смогла построить свою империю и изменить мир, в котором жила. Ведь на вопрос о том, как далеко она хочет пойти, она всегда отвечала: «Я хочу, чтобы мой бизнес был как у Карнеги, Форда и Рокфеллера вместе взятых».

Источник www.forbes.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*