На орбиту без визы: почему 2020 станет годом космического туризма

В середине января японский миллиардер Юсаку Маэдзава, которого в 2018 году глава SpaceX Илон Маск объявил первым космическим туристом, готовым облететь Луну на борту ракеты Starship, запустил кампанию по поиску «спутницы» для своего вояжа к спутнику Земли. До этого полета еще годы: вероятно, что мир станет уже другим, а словосочетание «космический туризм» будет звучать совсем иначе.

В далекой, далекой

Сейчас космический туризм — скорее как понятие из недавнего прошлого: первым таким туристом стал в 2001 году бизнесмен из США Дэнис Тито, заплативший $20 млн за право побывать на Международной космической станции (МКС).

Об этом слышал всякий, кто интересуется темой космоса. А вот о том, что по стопам Тито последовали только шесть человек, известно не так широко. Ровно как и то, что последний «туристический» полет был совершен 11 лет назад — в далеком 2009 году.

Проблема заключалась не только в деньгах: в конце-концов, несколько десятков миллионов долларов — относительно скромная сумма, учитывая миллиардеров только в одних США — более 600 человек. Главное затруднение — временные затраты: долгая подготовка, множество тестов и отнюдь не комфортный полет к МКС ассоциировались скорее с экстремальным туризмом, чем с комфортным туром с целью увидеть Землю.

С этой точки зрения период 2001-2009 годов можно назвать фальстартом космического туризма, расчистившим поле и давшим понимание того, как вести бизнес для новых игроков, которым, как отмечают эксперты, также будет непросто. Космический туризм в любом случае останется некой дополнительной коммерческой услугой, когда классический запуск космических аппаратов приносит гораздо более высокие прибыли компаниям, владеющим своими ракетами, рассказывает Алан Губиев, руководитель пусковых проектов Innovative Solutions In Space (Нидерланды): «Космический туризм будет приятным дополнением в доле выручки, но не заменит собой рынок по выведению спутников на орбиту»,

Ни для одной из компаний, которая занимается темой космического туризма, это направление не является основной бизнес-моделью, отмечает Губиев: проекты, которые фокусировались только на космическом туризме (Armadillo Aerospace, XCOR Aerospace, Golden Spike Company, Excalibur Almaz и другие), «закрылись, исчерпав финансирование».

Новая надежда?

При этом, по прогнозу UBS, к 2030 году объем рынка космического туризма достигнет отметки в $3 млрд — ниша, за которую можно вполне побороться. Особенно с учетом того, что у «взрослых» игроков (а не стартапов) есть проекты, в рамках которых они могут сделать ставку на космотуризм. Речь идет о компаниях Blue Origin и Virgin Galactic, которые начинают формировать новую туристическую индустрию.

Blue Origin Джеффа Безоса планирует начать с суборбитальных полетов, поскольку запускать туристов на орбиту безопасно и относительно дешево — это стоит порядка $250 000 — а полет на МКС обойдется в $30-40 млн. Подобные планы были у основателя Virgin Galactic и главного конкурента Безоса — миллиардера Ричарда Бренсона. Он планирует провести первый туристический космический полет до середины 2020 года. 

И Безоса, и Бренсона отличает простота подхода к вопросу: вместо долгих тренировок, изнуряющего пути на МКС и периода адаптации после возвращения на Землю клиентам предлагаются туры «под ключ» на границе космоса — около 100 км над уровнем моря — с максимально быстрой подготовкой и недолгим (несколько минут) пребыванием в невесомости. Этого достаточно для того, чтобы почувствовать себя в космосе и сделать селфи. Не стоит обманывать себя: это именно то, что нужно большинству космических туристов.

Ближе всего к «делу» на данный момент подошли именно в Blue Origin. В компании заявляли о весьма возможном первом пуске их модуля (при помощи ракеты New Shepard) с людьми на борту еще год назад, но пока что дело не продвинулось дальше пробных полетов с манекенами. 

У Vigrin Galactic похожий подход, но предполагает использование суборбитального корабля VSS Unity, который поднимают в небо на специальном самолете. После «отстыковки» от этого самолета VSS Unity продолжает свой путь к границе космоса. 

Ответный удар

Возможность уже в ближайшем времени купить билет на орбиту за сумму «всего» с пятью нулями ($200 000-300 000) не пройдет ни мимо бизнеса, ни мимо общества: «После начала данных полетов станет понятен реальный интерес и спрос, начнут формироваться новые требования к полетам. В России это подстегнет интерес, но больше на уровне зрительского интереса», — отметил Павел Пушкин, генеральный директор компании «Космокурс», российского игрока в области космического туризма. Компания планирует начать свои суборбитальные полеты в 2025 году, но, судя по текущим тенденциям, столкнется с жесткой конкуренцией со стороны иностранных игроков. 

Пробуждение силы

Вероятно, что именно 2020 год расставит многие точки над i в космосе. Новая сверхтяжелая ракета NASA под названием SLS должна совершить свой первый полет, появится ясность с пилотируемыми кораблями Orion, Crew Dragon и Starliner, в полную меру начнут расцветать проекты по массовому предоставлению спутникового интернета, начнется миссия Mars 2020 по отправке на четвертую планету Солнечной системы автономного аппарата. Похоже, что по итогам года мы сможем включить и по-прежнему странное словосочетание «космический туризм», которое будет все плотнее оседать в умах и все реже появляться в СМИ — вы же не читаете заметки о полетах на Бали? Так и с космосом: хотя бы эта его часть должна стать обыденностью.

Источник www.forbes.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*