«Это важное испытание для человека». Президент ГМИИ им Пушкина Ирина Антонова о том, как карантин повлиял на работу музея

Празднование идет онлайн: в соцсетях транслируют самые популярные лекции, показывают видеоинсталляцию Дмитрия Крымова «Тайная вечеря» и дают концерт «Оптимистические выступления. Живой эфир» в честь XX фестиваля искусств «Черешневый лес».

Дмитрий Крымов, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало»
Дмитрий Крымов, видеоинсталляция для выставки ГМИИ им.А.С.Пушкина «В конце пребывает начало»

Открытый 108 лет назад профессором Московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым при поддержке мецената, промышленника Юрия Нечаева-Мальцова, музей пережил войну и эвакуацию, носил разные названия, при открытии — Музей изящных искусств имени императора Александра III, и развивал коллекцию. Сегодня в собрании музея 700 000 произведений, живописные полотна французских художников-импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, коллекция Древнего Египта Владимира Голенищева, а также шедевры старых мастеров. 

Этой весной музей отмечает еще две две круглых даты — 55 лет выставки коллекции Дрезденской галереи и 75 лет работы в музее его многолетнего директора, ныне президента музея, Ирины Александровны Антоновой. 

1973 год. Визит М.Шагала в ГМИИ.
1973 год. Визит М.Шагала в ГМИИ.

«Музеи — фундаментальные учреждения. Даже такое серьезное событие, как пандемия, не может серьезно на них повлиять, — рассказала Forbes Life Ирина Антонова. — Карантин стал хорошим времем, чтобы задуматься и музейщикам, и зрителям, и художникам о том, какова роль художественной культуры в жизни человека. У нас появилось свободное время, чтобы размышлять. Хотя время, конечно, никогда не бывает свободным. Но именно сейчас нужно решить, что именно каждому из нас важно: пройтись с ребенком по саду, взять в руки книгу, посмотреть что-то из киноклассики. В общем, появился большой объем времени, чтобы себя открыть. Это важное испытание для человека. Здесь много ракурсов. Это и вопросы нашего контакта с миром, идут ли они по накатанной, или может быть пора сойти с привычной колеи. Мы все получили незапланированный кусок времени для себя. Надо воспринимать его как подарок, использовать его с максимальной пользой». 

1974 год. Перед отъездом в Париж.
1974 год. Перед отъездом в Париж.

Вспоминая выставку сокровищ Дрезденской галереи, открывшуюся в музее в мае 1955 года, Ирина Александровна отметила, что выставка Дрезденской галереи воспринималась как откровение.  «Жажда великого искусства была огромна. Ведь в войну музеи были закрыты. Выставка занимала два этажа. Те, кто приходил с утра — люди стояли днем и ночью, спали прямо в очереди, на каких-то ящиках, знакомились, влюблялись за это время — проводили в музее весь день. Очередь в Пушкинский весной 1955 года — самая веселая очередь в музей в мире. Только потом мы догадались, что нужно ограничивать посетителей по времени, и организовали трехчасовые сеансы». (Для понимания масштаба события: За летние месяцы выставку Дрезденской галереи посмотрело 1 млн 200 000 зрителей. А, например, ретроспективу Валентина Серова в Третьяковской галерее на Крымском валу  в 2016 году за четыре месяца посетили 400 000 человек, — прим. Forbes Life).

Открытие выставки картин Дрезденской галерии. 1955
Открытие выставки картин Дрезденской галерии. 1955

«Приходили те, кто знал искусство, соскучился по нему. Но было очень много молодежи, кто никогда не видел и не знал ничего подобного, — рассказывает Ирина Александровна. —  Для многих из них это было судьбоносное открытие. Я знаю многих из тех, кто тогда пришел в первые пришел в музей совсем молодыми людьми. «Сикстинская мадонна» произвела впечатление такой силы, что во многом определила их жизни». 

 

Источник www.forbes.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*