«Эффект разорвавшейся бомбы»: почему арт-дилеры бегут из ЕС в Москву и зачем им «бабули из Казахстана»

«Паника. Абсолютная чертова паника», — так один крупный галерист описал реакцию своих товарищей из Общества арт-дилеров Лондона на новые правила борьбы с отмыванием денег. Пятая директива Евросоюза вступила в силу 10 января, и помимо стран ЕС ее признали Великобритания, Швейцария и некоторые другие государства. Журналистку FT Джен Дэлли такая реакция не удивила. По ее словам, рынок искусства традиционно основан не на законах, а на «обычаях и доверии».

Новые правила Евросоюз сформулировал еще в 2016 году после публикации Panama Papers («Панамский архив») — утекших документов юридической компании Mossack Fonseca, в которых содержалась информация о сотнях тысяч офшоров. В мае прошлого года инициативу одобрил Европейский совет. Теперь при осуществлении любой сделки на сумму больше €10 000 покупатель должен раскрывать свою личность, адрес и другие персональные данные. Процесс напоминает открытие счета в банке, отмечает FT. Если произведение искусства покупает компания, она также должна указать ключевую информацию, в том числе назвать своего конечного бенефициара.

Во многих сферах такие меры уже принимались годами, но в мире искусства, для которого характерна конфиденциальность, новость произвела «эффект разорвавшейся бомбы», пишет FT. Еще в конце 1990-х аукционные дома заполняли покупатели с «полными наличных чемоданами», рассказала газете генеральный директор торговой организации Lapada Фрейя Симмс. Позднее регулирование было усилено, но многие клиенты аукционных домов отказались раскрыть информацию о себе, добавляет бывший старший директор Christie’s Фрэнсис Аутред. 

Ликвидность искусства – миф: акции оборачиваются быстрее Пикассо

Секретность «до могилы»

Торговля произведениями искусства — бизнес, который «почти до смешного создан для отмывания денег», пишет FT. Цена некоторых произведений крайне высока, их часто бывает легко перевозить, но прежде всего причина именно в «культе секретности», создающем возможности для обмана. Как минимум 50% всех сделок на рынке искусства «полностью конфиденциальны», подчеркивает газета. Устные договоренности часто заменяют собой бумажные контракты. Даже аукционные дома, которые кажутся ориентированными на широкую публику, часто раскрывают только сумму сделки, но имена покупателя и продавца хранят в секрете «до могилы».

Известным примером могут служить «Подсолнухи» Винсента ван Гога. Одна из версий картины была продана в 1987 году за $39,9 млн неназванному покупателю из Японии. И сегодня никто не знает, где находится картина. Работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира» неизвестный покупатель приобрел за $450 млн, после чего она также исчезла из поля зрения.

«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции Дмитрия Рыболовлева

Transparency International в прошлом году назвала Великобританию «тихой гаванью» для тех, кто отмывает деньги, и подчеркнула: особенно опасны в этом плане «люксовые» сектора таких сфер, как искусство или недвижимость. Transparency International оценивает объем сомнительных сделок на британском рынке искусства в миллиарды. «Умножьте это на количество государств, вовлеченных в деятельность современного рынка искусства, многие из которых куда слабее зарегулированы, чем западные страны, и у вас сложится определенное представление о масштабе проблемы», — поясняет газета.

Как миллиардеры учат своих рабочих любить современное искусство

«Пожмите руки в Москве»

«Большие галереи всегда знают, как обойти подобные вещи», — прокомментировал введение новых правил неназванный галерист. Это действительно так, соглашается с ним FT. Сделка в сфере искусства может быть заключена где угодно: картина или объект антиквариата не должны находиться не то что в одной комнате, но даже на одном континенте. «Пожмите руки в Сингапуре или Москве. Никаких проблем», — поясняет газета.

Осуществить некоторые схемы отмывания к тому же совсем не сложно, отмечает FT. Вы можете, например, купить картину или предмет антиквариата за «грязные» деньги по завышенной цене, благодаря которой вам не зададут вопросов, а затем анонимно перепродать товар в гораздо более открытых условиях за «чистые» средства. Кроме того, если при оценке стоимости картины тщательно проверяется ее провенанс — то есть история владения произведением — то в случае с антиквариатом все проще. «Если вы продаете потрясающий китайский нефрит, то в ответ на вопрос о происхождении вы можете сказать: «Я нашел его на чердаке у бабули. Она жила в Казахстане», — пишет издание.

Богатейший человек планеты купил две картины за $71 млн

Другой способ отмывания денег — использование купленных за «грязные деньги» произведений искусства как залога по «чистым» кредитам. В этом случае также может пригодиться казахская бабушка, так как уважаемые финансовые организации четко следят за соблюдением закона. Однако покупка, сделанная недавно, совсем необязательно вызовет у них подозрения, подчеркивает FT. 

Удар по «верхним уровням»

Основной вопрос заключается в том, как новые правила повлияют на рынок искусства, цены и художников, пишет издание. Представители аукционных домов рассказали газете, что не ждут значительных изменений стоимости произведений. Опытный арт-дилер Алистэр Хикс также считает, что эффект будет минимальным. «Наибольший эффект придется на не очень большие галереи. Для крупных галерей в этом нет ничего нового — международные дилеры знают, что делать», — подчеркнул он.

Беглый миллиардер продал на аукционе Sotheby’s картину Дэвида Хокни за $30 млн

Партнер юридической фирмы Howard Kennedy и глава совета директоров борющейся за права художников DACS Марк Стивенс предположил, что больше сделок теперь будет заключаться за пределами ЕС — «в юрисдикциях, в которых, возможно, уже есть деньги и которые не будут вводить такие же требования».

В то же время колумнистка газеты Мелани Герлис убеждена, что изменения «крайне вероятно затронут цены довольно значительно, особенно на верхних уровнях». Большинство опрошенных газетой арт-дилеров также боится испортить отношения с действующими клиентами и обескуражить потенциальных покупателей. Симмс рассказала FT, что основной акцент сделан на то, чтобы заранее рассказать клиентам о том, какие данные о себе их попросят раскрыть. 

Искусство на продажу: самые дорогие художники из ныне живущих

DEFAULT NODE

Искусство на продажу: самые дорогие художники из ныне живущих

Британский миллиардер Джо Льюис (№388 в глобальном списке Forbes, состояние — $5 млрд) продал картину Дэвида Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» за $90,3 млн. Сообщение об этом размещено на сайте аукционного дома Christie’s. Имя покупателя не раскрывается. При этом, по данным Bloomberg, Льюис даже отказался принять финансовое поручительство в $80 млн (минимальный размер вознаграждения для продавца, которое будет выплачено ему вне зависимости от исхода торгов). Это довольно нетрадиционный подход — технически торги могут начаться с $1. «Шедевр 1972 года сочетает в себе два излюбленных мотива художника —  бассейн и двойной портрет, — описывает Christie’s полотно «Бассейн с двумя фигурами». — Он появился на обложке каталога Дэвида Хокни, выставка которого открылась в галерее Тейт в феврале 2017 года». Прообразом для картины стала фотография любовника Дэвида Хокни, стоящего у кромки бассейна, которую художник сделал на вилле в Сен-Тропе в 1972 году.

Джо Льюис — основатель и владелец инвестхолдинга Tavistock Group, который управляет двумя сотнями активов в десятке стран: от ресторанов до нефтегазовых компаний. Например, через Tavistock Льюис также владеет лондонской футбольной командой «Тоттенхэм Хотспур» и долей в британской Mitchell’s & Butlers (управляет пабами, барами и ресторанами). Художественная коллекция миллиардера включает в себя произведения Пабло Пикассо, Люсьена Фрейда, Густава Климта и Эдгара Дега.

Bloomberg отмечает, что цены на работы Хокни росли в последние месяцы. К примеру, на прошедших в мае торгах Sotheby’s были установлены два его аукционных рекорда, например, полотно «Шоссе на Тихоокеанском побережье и Санта-Моника» ушло с молотка за $28,5 млн. Но продажа «Бассейна с двумя фигурами» сделала 81-летнего художника самым дорогим из ныне живущих. Предыдущий рекорд принадлежал Джеффу Кунсу и тоже был установлен на торгах Christie’s, когда инсталляция «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» ушла с торгов за $58,4 млн. А абсолютный мировой рекорд принадлежит полотну «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, проданному в прошлом году Дмитрием Рыболовлевым за $450,3 млн. 

Forbes вспомнил, кто еще помимо Хокни и Кунса входит в десятку самых дорогих художников мира.

Дмитрий Рыболовлев Рейтинг Forbes: №17 Состояние: $6800млн

Главная фотография: 
http://www.forbes.ru/sites/default/files/gallery_images/2018_nyr_15974_0009c_000david_hockney_portrait_of_an_artist.jpg__1542384361__35285.jpg
Тэги: 
Джо Льюис
Дэвид Хокни
художники
миллиардеры
Отображать в тексте статьи(под снос): 
Не отображать в тексте статьи
Подзаголовок: 
Полотно «Бассейн с двумя фигурами» Дэвида Хокни, проданное за $90,3 млн, установило рекорд рынка. Другие работы современных художников за десятки миллионов долларов — в галерее Forbes
Авторы: 
Редакция Forbes
Отправить Push-уведомление в iPhone (под снос): 
Не отправлять Push-уведомление
Рубрика (канал): 
Миллиардеры
Не показывать рекламу: 
показывать рекламу
Не экспортировать в Яндекс и соц сети: 
экспортировать в Яндекс
Топ1: 
не топ1
Топ 3 с текстом: 
НЕ Топ 3 с текстом
Топ 3 с картинкой: 
не Топ 3 с картинкой
Не показывать в списках: 
показывать в списках
Срочно отправлять в соц сети: 
Срочно отправлять в соц сети
Заменить кавычки на ёлочки: 
Заменить кавычки на ёлочки
Проверено корректором: 
Проверено корректором
Статус материала: 
Статус: 
У продюсера(на утверждении)
Не создавать InstantArticles: 
Создавать InstantArticles
Бесплатный материал: 
Бесплатный материал
Дополнительная оплата за трафик: 
С оплатой за трафик
Количество шар: 
130
Количество просмотров: 
6
Количество просмотров за неделю: 
33
Количество просмотров за месяц: 
150
Количество просмотров за год: 
52856
Дизайн галереи: 
Стандартный
Просмотров за 31 день: 
5630
«Тёмный» материал: 
«Тёмный» материал

Источник www.forbes.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*